Крыльчатка – это основной рабочий орган мотопомпы (насоса).
Рабочее колесо служит для того, чтобы преобразовывать вращательную энергию двигателя в энергию перемещения жидкости.
Крыльчатки мотопомпы имееют 2 исполнения крепления к насосу: на резьбе или на шпонке.
1. Открытое исполнение крыльчатки колеса состоит из одного диска и лопастей, находящихся на его поверхности. Количество лопастей в таких крыльчатках чаще всего бывает три, четыре, или шесть. Они очень часто применяются там, где необходим низкий напор, а рабочая среда загрязненная или содержит маслянистые и твердые включения. Данная конструкция колеса удобна для очистки его каналов. К.п.д. открытых колес маленький и составляет примерно 40%. Наряду с указанным недостатком открытые рабочие колеса имеют существенные преимущества, они менее всего подвергаются засорению и их легко очистить от грязи и налета в случае засорения. И еще, данная конструкция колеса характеризуется высокой износостойкостью к абразивным составляющим перекачиваемой среды (камни и песок). частицы до 9 мм
2. Полузакрытое исполнение крыльчатки колеса отличается от закрытого тем, что у него отсутствует второй диск, а лопасти колеса с небольшим зазором прилегают непосредственно к корпусу насоса выполняющего роль второго диска. Полузакрытые колеса применяются в насосах, предназначенных для перекачивания сильно загрязненных жидкостей (илов или песка с камнями). Например Скат МПБ-1250С, МПБ-1300, КТХ-80, Хонда WT-30 т.д
Полузакрытые крыльчатки пропускают через насос большие частицы которые составляют аж до 27мм
3. Закрытое исполнение крыльчатки колеса состоит из двух дисков, между которыми располагаются лопасти. Такой тип колеса наиболее часто применяется в центробежных насосах, так как они создают хороший напор, и у них минимальные утечки жидкости из выхода на вход. Изготавливаются закрытые колеса различными способами: литьем, точечной сваркой, клепкой, либо штамповкой. Количество лопастей в колесе влияет на эффективность работы насоса в целом. Кроме того, количество лопастей влияет и на крутизну рабочей характеристики. Чем больше лопастей, тем меньше пульсации давления жидкости на выходе из насоса.
Закрытые крыльчатки используются для пожарных мотопомп высотой подьема от 50 до 90 метров
Устройство и принцип работы мотопомпы. Мотопомпа состоит из двигателя, (бензинового или дизельного) и качающего узла помпы. В процессе работы, двигатель передает крутящий момент на вал, на котором закреплена крыльчатка. Конструкция крыльчатки состоит из лопастей, которые при вращении выполняю функцию нагнетания потока воды в нужном направлении. При сильном вращении крыльчатки, на воду действует центробежная сила, вследствие которой, в герметичной помпе создается область пониженного давления, а на выходном отсеке – повышенное давление. Разность давлений, приводит воду в движение.